ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ РЕБЕНКА С ОВЗ В ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЮ ГРУППУ ДОУ

Современная образовательная политика РФ направлена на получение качественного образования детьми как развивающимися в норме, так и имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ). Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012г., каждый ребенок имеет право обучаться с остальными, а, следовательно, образовательные учреждения обязаны предоставить всем детям эту возможность.
В связи с введением данного закона одной из значимых проблем современного образования выступил процесс формирования толерантности. Под толерантностью мы понимаем терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность означает уважение и принятие людей, которые в чем-то отличаются от нас.
При реализации данного закона образовательные организации столкнулись со следующими проблемами:
1) Неготовность некоторых педагогов работать в условиях инклюзии: трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с инвалидностью или ОВЗ педагогов, не имеющих специального образования в этой области;
2) Непринятие родителями здоровых детей идеологии инклюзивного образования: нежелание обучать своих детей в группе с детьми, имеющими ОВЗ;
3) Неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с инвалидностью или ОВЗ.
Неготовность педагогов к приему в группу «особых» детей проявляется в страхе перед неизвестным, убежденности в нанесении вреда для остальных участников процесса, негативных установках и предубеждениях, нежелании учиться, менять и расширять формы и методы работы. Однако, стоит заметить, что данные негативные факторы, в основном, имеют причину в недостатке контактов с детьми, имеющими инвалидность, либо ОВЗ. Слыша диагноз и не видя самого ребенка, педагоги чувствуют тревожность по поводу того, справятся ли они с обучением такого ребенка. Часто, стоит только педагогам познакомиться с ребенком лично, и большая часть надуманных проблем отпадает сама собой. Сотрудничество с педагогами, уже имеющими опыт работы с детьми, имеющими инвалидность, либо ОВЗ, ознакомление с новыми приемами и методами дает стимул для дальнейшего роста и реализации полученных знаний на практике. Таким образом, педагоги постепенно принимают идею инклюзии, и это позволяет превратить препятствия и ограничения в возможности и успехи детей, имеющих особые потребности.
Следующей проблемой внедрения инклюзивного образования является нежелание родителей детей нормы обучать своих детей совместно с детьми, имеющими ОВЗ. Это обуславливается тревогой о качестве образовательного процесса, о том, насколько комфортно будет чувствовать себя здоровый ребенок, не будет ли он ущемлен в правах, в результате того, что при появлении ребенка с ОВЗ в группе общеразвивающего вида повышенное внимание педагога будет уделено именно такому воспитаннику. Просвещение родителей по данному вопросу осуществляется через консультации, участие психологов в родительских собраниях, проведение тренинговых занятий, распространение памяток, оформление стендов. Большую роль играет опыт групп, в которых уже находятся дети, имеющие инвалидность, либо ОВЗ. Сравнение результатов мониторинга «Отчет о прогрессе ребенка»( Хансен К.А., Кауфманн К.А.), регулярно проводимого в как в инклюзивных, так и в обычных группах, показало, что развитие и успешность ребенка не зависит от наличия в ней ребенка с ОВЗ.
МАДОУ №13 г.Томска посещают 8 детей-инвалидов с нарушением слуха и зрения, а также трое детей с ОВЗ. Из них 5 детей обучаются по системе инклюзивного образования в общеобразовательных группах, 6 – в коррекционной группе. Наш опыт показал, что, вопреки родительским страхам, совместное обучение и времяпрепровождение детей нормы и детей, имеющих инвалидность, либо ОВЗ, способствует развитию таких необходимых личностных качеств воспитанников, как толерантность, социальная компетентность, навыки решения межличностных проблем. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблемы, слушать и слышать мнение другого, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путём переговоров. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».
Проблема адекватного восприятия детей с инвалидностью, либо ОВЗ детьми нормы решается при помощи проведения тренинговых занятий, в результате проведения которых дети могут сделать вывод, что все люди разные и каждый из нас хорош по-своему, каждый ребенок уникален и у каждого свой потенциал. Все люди отличаются друг от друга – внешностью, привычками, умениями, знаниями. Поэтому все мы нужны, полезны и интересны друг другу. Особенно эффективной при введении ребенка с инвалидностью, либо ОВЗ оказалась работа с ростовой куклой. Это набивная, мягкая кукла, размером примерно с пятилетнего ребенка. Главной отличительной особенностью куклы служит ее способность к вариативности. Данная кукла, в зависимости от поставленной задачи может выступать мальчиком, либо девочкой, она может иметь различные физические недостатки. Кукла выступает промежуточным объектом взаимодействия между детьми нормы и детьми ОВЗ. На первоначальных этапах подготовки введения ребенка с инвалидностью, либо ОВЗ в общеразвивающую группу, психолог знакомит детей с куклой, представляющей дошкольника с тем же недостатком, либо диагнозом, как и ожидаемый ребенок. Через куклу с детьми отрабатываются возможные проблемные ситуации, правила взаимодействия, прививается понимание того, что «особенный» ребенок по сути – такой же как они – любящий играть и общаться со сверстниками, умеющий веселиться и радоваться жизни. Таким образом, происходит формирование адекватного, уважительного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, отношения на равных, без страха и снисходительности.
Вывод:
Инклюзивное обучение дает возможность всем детям в полном объеме получать необходимое образование, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию развития эмпатии, толерантности, социальной компетентности всех участников образовательного процесса.
Список литературы:
1. Голубь А.С. Формирование толерантного отношения здоровых детей среднего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями при инклюзивном образовании. Дошкольное образование: проблемы, перспективы и возможности/Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 6-7 апреля 2016г. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 272с.
2. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого/Л.А.Вовк//Валеология: научно-практический журнал. – 2003. - №3.- С.51-52.
  • Просмотров: 202

Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам