Система работы педагога-психолога с воспитателями детского сада

Система дошкольного образования перешла на новый этап, свидетельством тому является появление принципиально нового документа - Федеральных государственных образовательных стандартов. Федеральные государственные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Соответственно, повышаются требования к качеству работы воспитателя ДОУ, его профессиональной подготовке, личностным характеристикам, качествам: они должны отвечать принципам мобильности, гибкости, интеграции, конкурентноспособности.
В МАДОУ 13 с 2009 года принята и реализуется программа «Сообщество», согласно которой, основным средством развития детей является особая организация развивающей среды, которая базируется на создании центров детской активности. Анализ основных принципов программы «Сообщество», свидетельствует о бесспорном совпадении целей и ценностей, заложенных в данной программе и в стандарте дошкольного образования. Таким образом, педагоги МАДОУ 13 являются носителями уникального инновационного опыта работы с детьми по программе, соответствующей ФГОС. Распространяя свой передовой, опыт они участвуют в семинарах, конференциях, публикуют статьи и методические пособия. Все это связано с увеличением нагрузки, а также повышением уровня тревожности педагогов. Задача психолога в данной ситуации - способствовать улучшению эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности.
Общение педагога с воспитанниками и родителями также остается важным и актуальным направлением работы педагога-психолога в ДОУ. Психолог призван сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию взаимоотношений детей и педагогов в детском саду, заменить привычную, формальную ориентацию персонала на выполнение программ желанием и стремлением идти от ребенка, его нужд и интересов. И это означает прежде всего отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной. В связи с этим педагогами-психологами проводится работа позволяющая обеспечить формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического процесса.
Цель:
1) Формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС ДО.
Задачи:
1. Выявить актуальный уровень развития личностных, поведенческих и эмоциональных проявлений педагога;
2. Способствовать адаптации новых сотрудников педагогического коллектива;
3. Пополнять знания из области семейной педагогики, психологии общения, философии образования;
4. Развивать эмоциональную устойчивость педагога, уверенность в себе;
5. Овладевать стратегиями правильного поведения в проблемных и конфликтных ситуациях;
6. Прорабатывать конкретные ситуации, возникающие в общении с родителями, коллегами и воспитанниками.
7. Раскрывать и реализовывать личностный и креативный потенциал педагога через вовлечение педагогов в творческую деятельность ДОУ.
8. Создавать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе а также у детей и членов их семей (развивать чувство коллективизма);
Реализация поставленной цели происходит в несколько этапов.
1 этап. Адаптационный.
Каждый кандидат на должность воспитателя при приеме на работу проходит диагностику, позволяющую определить соответствие педагога следующим критериям:
- Активное участие педагога в организационной деятельности;
- Минимальный уровень агрессивности;
- Эффективные способы поведения в конфликтных ситуациях;
- Соответствие нормам и правилам поведения в обществе;
- Адекватная самооценка.
Данные критерии выявляются при помощи рисуночной методики АРТ-тест, выполняемой кандидатом в воспитатели в день прохождения собеседования с администрацией МАДОУ. Результаты диагностики сообщаются лицу, ответственному за прием на работу педагогов (заведующий, заместитель по НМР), которое и принимает окончательное решение.
Особое внимание уделяется созданию смешанного состава педагогического коллектива (мужской, женский).
Далее в процессе адаптации сотрудника проводится сопровождение, которое заключается в индивидуальном консультировании психологом, посещении открытых занятий опытных педагогов МАДОУ, привлечении к творческой жизни коллектива. Таким образом, педагог знакомится с принципами и методами, принятыми в программе «Сообщество» для эффективной работы с детьми, получает возможность чувствовать себя комфортно в педагогическом коллективе, а также ресурс для реализации собственных творческих стремлений.
2 этап. Обучающий.
Педагогам необходимо иметь теоретические и практические знания об особенностях взаимоотношений участников образовательного процесса (педагог – родитель, педагог – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок - родитель), поэтому на данном этапе нами проводятся мини-лекции и тренинговые занятия с педагогами, которые направлены на повышение коммуникативной компетентности в соответствии с ФГОС. В тренинговых занятиях мы опираемся на пособие «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ» составленное А.В. Ненашевой, Г.Н. Осониной, И.Н. Таракановой. При этом прорабатываются проблемы характерные и актуальные для нашего учреждения, возникающие в организованной деятельности с воспитанниками. Педагоги делятся опытом, обмениваются мнениями, при этом используются упражнения, которые дают возможность найти пути решения возникающих проблем. Рассматриваются вопросы взаимодействия с родителями воспитанников, с «трудными», агрессивными детьми, с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Особое внимание на практических занятиях уделяется использованию индивидуального подхода к детям. Педагоги узнают причины возникновения проблемных ситуаций, учатся их анализировать, правильно и эффективно реагировать на них.
При реализации данного этапа мы опираемся на следующие принципы:
• Принцип добровольности;
• Принцип доверительности и партнерства;
• Принцип конфиденциальности в индивидуальной работе с педагогами;
• Принцип ответственности в дискуссии при обсуждении результатов работы;
• Принцип обратной связи.


3 этап. Креативный.
Педагоги активно привлекаются к участию в деятельности хореографического и вокального ансамблей. Работа данных ансамблей способствует сплочению коллектива, креативному развитию педагогов, творческой самореализации, повышению самооценки, что влияет на укрепление здоровья. Самореализующийся, образованный, уверенный в себе педагог подает детям положительный пример, побуждает их также принимать участие в творческих проектах, мероприятиях. Вместе с детьми задействуются также и их родители. Таким образом, расширяются области, в которых педагоги могут сотрудничать с семьями воспитанников.




4 этап. Диагностический.
Результаты проведенной работы отслеживаются при помощи диагностики, при этом особое внимание уделяется оценке стремления к самоактуализации, уровня коммуникабельности, гибкости в общении (САМОАЛ), способности педагога к эмпатии, оценке агрессивности в межличностных отношениях (тест А.Ассингера) и уровня профессионального выгорания (МВI в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
Вывод
Мы честно ставим перед собой задачи и честно пытаемся их разрешить. Главная наша цель – полноценное функционирование ДОУ. Для этого мы делаем следующее:
1. Администрация учреждения поставила перед нами задачу создать все условия для того, чтобы тщательно подобрать тесты по подбору педагогических кадров. Тестирование осуществляется, но с учетом возникающих проблем, мы его продолжаем совершенствовать.
2. Тщательно работаем по личностному росту, накоплению педагогических знаний и развитию креативности педагогов (выгорание, агрессивность).
3. Особое внимание уделяем тому, чтобы в педагогический коллектив ДОУ приходили педагоги-мужчины.
4. Для того, чтобы педагоги развивались более интенсивно, также тщательно работаем над имиджем полноценного, благоприятного, успешного коллектива с чувством общих ценностей.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.
2. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2009.
3. Осинина Г.Н., Ненашева А.В., Тараканова И.Н. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. Семинары-практикумы, тренинги, рекомендации: В помощь психологу ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2011.
  • Просмотров: 2337

Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам