ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Система дошкольного образования перешла на новый этап, свидетельством тому является появление принципиально нового документа - Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Федеральные государственные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Большинство реформ, проводимых в системе образования, так или иначе, замыкается на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике нововведений. Выполняя цели и задачи ФГОС ДО, педагоги ведут активную инновационную деятельность. Распространяя свой передовой опыт, они участвуют в семинарах, конференциях, публикуют статьи и методические пособия.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования предполагает большую насыщенность эмоциями, ежедневное тесное общение с детьми, их родителями, администрацией и специалистами детского сада. Как следствие – педагог расходует огромное количество энергетических ресурсов. Часто для того, чтобы стабилизировать данный процесс, включаются защитные механизмы организма, одним из которых выступает синдром эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – неоднозначный, противоречивый процесс, который, с одной стороны, выполняет защитную функцию: оберегает организм от чрезмерного напряжения, с другой – приводит к личностной деформации, т.к. результатом такой защиты является не здоровая, полноценная личность, готовая и дальше продолжать качественно трудиться, а, напротив, личность эмоционально отстраненная, зачастую агрессивная, при этом имеющая заниженную самооценку.
Термин «выгорание» (англ. burn out – выгореть, сгореть до тла) был введен психологом Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. Другие американские психологи К. Маслач и С. Джексон выделили следующие составляющие эмоционального выгорания:
1. Эмоциональное истощение – это состояние, вызванное стрессом, характеризующееся усталостью, которая не проходит ни после ночного сна, ни даже после длительного отпуска, ощущением пустоты, бессилия, «притупленностью» эмоций, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы.
2. Деперсонализация - представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам (воспитанникам, ученикам, пациентам, клиентам, партнерам, коллегам и пр.). Контакты становятся обезличенными и формальными. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
3. Редукция личных достижений - проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе.
Как правило, СЭВ подвержены работники «помогающих» профессий. Это люди, которые ввиду своей деятельности, имеют дело со слабыми людьми, нуждающимися в опеке, помощи, находящимися в кризисе. К данной категории будут относиться следующие альтруистические профессии: социального работника, учителя, воспитателя, врача, психолога, психотерапевта, медсестры, то есть, все те, кто призван оказывать помощь людям, находящимся в самых разных ситуациях.
Исследователи отмечают четыре группы факторов, содействующиех развитию СЭВ:
1. Физические: вибрация, шум, загрязненная атмосфера;
2. Физиологические: сменный график, отсутствие режима питания;
3. Социально-психологические: перегрузка или недогрузка работников, конфликт ролей и ролевая неопределенность, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени, отсутствие понимания и поддержки со стороны значимых, близких людей;
4. Структурно-организационные: «организационный стресс».
Опасность синдрома эмоционального выгорания состоит в его «инфекционности», способности быстро распространяться среди сотрудников. Таким образом, выгоранием заражаются и страдают не только люди, но и целые организации. При этом в учреждении, подверженном выгоранию будут наблюдаться следующие негативные явления: высокая текучесть кадров, снижение вовлеченности сотрудников в работу, антагонистический групповой процесс, режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности, развитие критического отношения к коллегам, недостаток сотрудничества среди персонала, падение инициативы, рост чувства неудовлетворенности от работы.
Профессия педагога дошкольного учреждения является одной из наиболее предрасположенных к синдрому эмоционального выгорания. По данным исследований Н.А. Аминова, у подавляющего числа педагогов через 20 лет работы наступает стадия выгорания, а к сорока годам эмоционально сгорают все педагоги.
Какие из перечисленных выше факторов, содействующих СЭВ присутствуют в работе педагога? Работа с детьми предполагает высокий уровень шума, максимальную степень ответственности за детей, очень часто педагогу приходится преодолевать различные конфликтные ситуации, возникающие между ним и детьми или между ним и родителями детей. Дефицит времени – педагогам часто приходится работать в режиме аврала, успевать выполнять несколько функций в одно и то же время. К сожалению, как правило, присутствует фактор недостаточной поддержки и понимания со стороны близких и значимых людей. Это связано в первую очередь с тем, что профессия педагога в наши дни не характеризуется ни достаточным престижем, ни высокой зарплатой.
В 2014 году в МАДОУ 13 стартовал инновационный проект «Аксиологическое акме педагога», который главной своей задачей ставит развитие ценностной зрелости педагогов. Особое внимание при этом уделяется постоянному самосовершенствованию педагогов. В рамках реализации данного проекта было решено провести исследование, позволяющее определить, насколько педагоги нашего учреждения подвержены синдрому эмоционального выгорания. Была проведена диагностика при помощи опросника на выгорание MBI в адаптации Н.Е. Водопьяновой. В исследовании приняли участие 25 человек, воспитатели в возрасте от 25 до 42 лет, со стажем работы от 1 года до 5 лет. Результаты были следующими:

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Эмоциональная истощенность 43,5% 34,8% 21,7%
Деперсонализация 52,3% 30,4% 17,3%
Редукция личных достижений 21,7% 43,5% 34,8%
Таким образом, мы видим, что меньше половины (43,5%) опрошенных респондентов имеют низкий уровень эмоциональной истощенности. 56,5% имеют средний или высокий уровень по данному фактору. 52,3% опрошенных имеют низкий уровень по шкале «деперсонализация», 47,5% обладают средним, либо высоким уровнем. Пятеро воспитателей (21,7%) имеют высокий уровень по шкале «эмоциональная истощенность», четверо (17,3%) по шкале «деперсонализация». По фактору «редукция личных достижений» мы видим всего 21,7% респондентов с низким уровнем, это означает, что только пятеро человек положительно оценивают результаты своей работы, остальные 78,3% оценивают свою деятельность недостаточно высоко, либо очень низко, склонны занижать значимость собственных достижений и успехов.
Позитивным в результатах диагностики было признано то, что сравнительно небольшое количество педагогов имеют высокий уровень эмоционального выгорания. С данными воспитателями были проведены консультации, во время которых они были инфомированы об особенностях собственного психологического состояния, были даны рекомендации по его преодолению.
В качестве профилактической и коррекционной работы совместно с воспитателями был разработан список тренинговых занятий, который включает в себя следующие темы: «Тренинг ассертивного поведения», «Тренинг снятия психоэмоционального напряжения», «Тренинг преодоления одиночества и негативных эмоциональных состояний», «Тренинг преодоления конфликтов», а также «Тренинг личностного роста». Педагогам было предложено выбрать занятия, которые они считают наиболее важными и нужными для себя, составлена очередность проведения тренингов и с 01.11.2015года данная работа была начата.
Жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой работник. Это связано с тем, что разнообразные стрессогенные факторы могут появиться на работе в каждой из организаций. Профессия воспитателя относится к списку «помогающих» профессий, которые наиболее подвержены опасности выгорания. Поэтому необходимо регулярно проводить диагностическую, а также профилактическую и коррекционную работы для того, чтобы помочь педагогам преодолеть данное негативное явление и полноценно и качественно продолжать работать с будущим нашей нации – детьми.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.- 336с.
3. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей; под общ. ред. Гинзбурга М. Р. ; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. - Москва Воронеж : Институт практической психологии МОДЭК, 1997. - 80 с.
  • Просмотров: 330

Комментарии (1) / Добавить

04.11.2016, 09:11
Алина
Александра, напишите, была ли результативной проведенная работа? Проводилась ли диагностика по результатам проведенных тренингов?

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам