Система здоровьесберегающих мероприятий в работе с педагогами ДОУ

Захарченко А.В. педагог-психолог МАДОУ №13, г.Томск;
Зезуль В.С., инструктор-методист МАДОУ №13, г.Томск

Система дошкольного образования перешла на новый этап, свидетельством тому является появление принципиально нового документа - Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Федеральные государственные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Претензии ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования даёт нам длинный список тех обязательных качеств, возможностей и характеристик личности педагога, который может обеспечить цели и задачи современного дошкольного образования, к которым относится обеспечение доступности качественного образования в условиях, гарантирующих безопасность воспитанников. Для того, чтобы быть конкурентоспособным, соответствовать требованиям, предъявляемым к компетентности и профессионализму, современному педагогу необходимо быть здоровым физически, психически и психологически. Тем более, что только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования предполагает большую насыщенность эмоциями, ежедневное тесное общение с детьми, их родителями, администрацией и специалистами детского сада. Психоэмоциональное напряжение также вызывает повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Как следствие – педагог расходует огромное количество энергетических ресурсов. Часто для того, чтобы стабилизировать данный процесс, включаются защитные механизмы организма, одним из которых выступает синдром эмоционального выгорания.
Профессия педагога дошкольного учреждения является одной из наиболее предрасположенных к синдрому эмоционального выгорания (далее СЭВ). По данным исследований Н.А. Аминова, у подавляющего числа педагогов через 20 лет работы наступает стадия выгорания, а к сорока годам эмоционально сгорают все педагоги.
Исследователи отмечают четыре группы факторов, содействующих развитию СЭВ:
1. Физические: вибрация, шум, загрязненная атмосфера;
2. Физиологические: сменный график, отсутствие режима питания;
3. Социально-психологические: перегрузка или недогрузка работников, конфликт ролей и ролевая неопределенность, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени, отсутствие понимания и поддержки со стороны значимых, близких людей;
4. Структурно-организационные: «организационный стресс».
В работе педагога присутствуют следующие факторы из вышеперечисленных, содействующие возникновению СЭВ:
1. Работа с детьми предполагает высокий уровень шума;
2. Максимальная степень ответственности за детей;
3. Часто педагогу приходится преодолевать различные конфликтные ситуации, возникающие между ним и детьми или между ним и родителями детей;
4. Дефицит времени – педагогам часто приходится работать в режиме аврала, успевать выполнять несколько функций в одно и то же время;
5. К сожалению, как правило, присутствует фактор недостаточной поддержки и понимания со стороны близких и значимых людей. Это связано в первую очередь с тем, что профессия педагога в наши дни не характеризуется ни достаточным престижем, ни высокой зарплатой.
Американские психологи К. Маслач и С. Джексон выделили следующие составляющие эмоционального выгорания:
1. Эмоциональное истощение – это состояние, вызванное стрессом, характеризующееся усталостью, которая не проходит ни после ночного сна, ни даже после длительного отпуска, ощущением пустоты, бессилия, «притупленностью» эмоций, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы.
2. Деперсонализация - представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам (воспитанникам, ученикам, пациентам, клиентам, партнерам, коллегам и пр.). Контакты становятся обезличенными и формальными. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
3. Редукция личных достижений - проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе.
В 2014 году в МАДОУ 13 стартовал инновационный проект «Аксиологическое акме педагога», который главной своей задачей ставит развитие ценностной зрелости педагогов. Сегодня детский сад №13 г.Томска посещает более 600 воспитанников, с которыми работают 72 педагога. Средний возраст сотрудников 30 лет. Все педагоги ДОУ- это увлеченные, творческие люди, профессионалы, которые с большой любовью относятся к своему делу. Особое внимание при этом уделяется постоянному самосовершенствованию педагогов, которое включает в себя интеллектуальное, творческое, образовательное, физическое и другие формы развития. Исследования и конкретные практики в данной сфере, помогают совершенствовать профессиональную, то есть педагогическую деятельность. В рамках проекта была создана кафедра «Образовательной политики», в состав которой вошли заместитель заведующего по НМР, логопед, педагоги-психологи, хореограф, инструктор по физическому воспитанию. Каждым из данных специалистов были внесены собственные предложения по содействию развитию личностной зрелости педагогов, сохранению и укреплению здоровья.
С целью выявления присутствия, либо отсутствия СЭВ в коллективе педагогов ДОУ, а также для того, чтобы наметить пути разрешения этих проблем, педагогам было предложено пройти психологическую диагностику.
Нами был использован опросник на выгорание MBI, в адаптации Н.Е. Водопьяновой. В исследовании приняли участие 25 человек, воспитатели в возрасте от 25 до 42 лет, со стажем работы от 1 года до 5 лет. Результаты диагностики представлены на диаграмме (Рис.1).
Рис.1
Таким образом, мы видим, что меньше половины (43,5%) опрошенных респондентов имеют низкий уровень эмоциональной истощенности. 56,5% имеют средний или высокий уровень по данному фактору. 52,3% опрошенных имеют низкий уровень по шкале «деперсонализация», 47,5% обладают средним, либо высоким уровнем. Пятеро воспитателей (21,7%) имеют высокий уровень по шкале «эмоциональная истощенность», четверо (17,3%) по шкале «деперсонализация». По фактору «редукция личных достижений» мы видим всего 21,7% респондентов с низким уровнем, это означает, что только пятеро человек положительно оценивают результаты своей работы, остальные 78,3% оценивают свою деятельность недостаточно высоко, либо очень низко, склонны занижать значимость собственных достижений и успехов.
Позитивным в результатах диагностики было признано то, что сравнительно небольшое количество педагогов имеют высокий уровень эмоционального выгорания. С данными воспитателями были проведены консультации, во время которых они были информированы об особенностях собственного психологического состояния, были даны рекомендации по его преодолению.
Совместно с членами кафедры «Образовательной политики» была разработана комплексная модель сохранения здоровья педагогических работников ДОУ.
Ежегодно организован диспансерный врачебный осмотр сотрудников всеми узкими специалистами с выдачей Паспорта Здоровья. Систематизирована работа по проведению профилактических прививок. Постоянно обновляется стенд «Здоровье», проводятся беседы по закаливанию, правильному питанию, ЗОЖ, выписываются газеты и журналы по пропаганде здоровьесбережения.
Не только для детей, но и для сотрудников организован прием кислородного коктейля и сбалансированное питание, а также санаторно-курортное лечение .
В ходе реализации проекта предполагаем оборудовать комнату отдыха и психологической релаксации для сотрудников, в которой планируем использовать ароматерапию прибором «Эфа» специальными эфирными маслами (лимон, лаванда, чайное дерево, мелисса, роза и др.), оказывающими психоэмоциальные действия. Данные масла стабилизирует нервную систему, эффективны при вегетососудистой дистонии, обеспечивают прилив сил, помогают преодолевать трудные ситуации, обладают целебными свойствами. В качестве одной из составляющих здоровьесбережения педагогов мы предполагаем использовать музыкотерапию в комнате релаксации. Музыкальное искусство, обладает уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу человека. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Функционирует хорошо оборудованный физиотерапевтический кабинет, который способствует оздоровлению и лечению не только воспитанников детского сада, но и педагогов.
Организована двигательная активность педагогов. Суставная гимнастика, танцы, лечебная гимнастика, совместное посещение бассейна вместе с семьей и детьми укрепляют здоровье и повышают эмоциональный фон коллектива.
Инновационной формой здоровьесбережения педагогических работников является недавно оснащенный кабинет «БОС-Здоровье». В ходе постановки навыка диафрагмально-релаксационного дыхания по методу биологической обратной связи (БОС) успешно корректируется психоэмоциональное состояние, снижается заболеваемость ОРЗ и гриппом, нормализуется функциональное состояние организма.
Проводятся психологические тренинги для создания эмоционально-положительного настроя, повышения самооценки; цикл занятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов, по разрешению конфликтных ситуаций; индивидуальное консультирование по запросу.
В качестве профилактической и коррекционной работы совместно с воспитателями был разработан список тренинговых занятий, который включает в себя следующие темы: «Тренинг ассертивного поведения», «Тренинг снятия психоэмоционального напряжения», «Тренинг преодоления одиночества и негативных эмоциональных состояний», «Тренинг преодоления конфликтов», а также «Тренинг личностного роста». Педагогам было предложено выбрать занятия, которые они считают наиболее важными и нужными для себя, составлена очередность проведения тренингов и с 01.11.2015года данная работа была начата.
По-новому педагоги раскрываются в своем творчестве. На базе детского сада созданы хореографический и вокальный ансамбли, которые принимают участие в конкурсах различного уровня: районных, городских, всероссийских, занимают призовые места.
В конце года, когда вся намеченная деятельность по реализации комплексного подхода к здоровьесбережению педагогов будет проведена, нами запланирована очередная диагностика, которая покажет, насколько эффективна проводимая нами работа.
Литература
1. Алеева Л.А., Брюханцева Н.В. Целостность и ценности мировоззрения XXI века в современной педагогической практике. //Целостное мировоззрение: опыт исследования и интерпретации: материалы региональной научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения доктора философских наук, профессора В. А. Балханова. - Улан-Удэ: издательство Бурятского госуниверситета, 2015. - с.178-185.
2. . Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей; под общ. ред. Гинзбурга М. Р. ; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. - Москва Воронеж : Институт практической психологии МОДЭК, 1997. - 80 с.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.- 336с
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2010.-160с.
5. Климентенко О.С., Корякина Л.Г., Дмитриева Н.В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. – Томск: ТОИПКРО, 2009.-76 с.
6. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия: моногр. – М.: УРСС, 2012 -264 с.
  • Просмотров: 279

Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам