Исследование ценностных ориентаций педагогов дошкольного образования

Ни для кого не секрет, что педагог оказывает влияние на личность ребенка, "созидает его личность" прежде всего своей личностью. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Таким образом, от системы ценностных ориентаций педагога-воспитателя зависит общая атмосфера воспитательно-образовательного процесса, складывающиеся отношения между участниками процесса (воспитатель, воспитанник, родитель), качество данного процесса, духовный потенциал подрастающего поколения и многое другое.
В 2014 году в МАДОУ 13 стартовал инновационный проект, который получил название «Аксиологическое акме педагога». Что означает это название? Аксиология (от греч. axia – ценность) – это филос. дисциплина, исследующая категорию «ценность»,характеристики, структуры и иерархии ценностного мира. Акме переводится с греческого языка как вершина, острие. Согласно словарю терминов [1] акме в психологии—это вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности. Википедия определяет акме как соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболеевысоких показателей в деятельности, творчестве. Таким образом, аксиологическое акме педагога – это его ценностная зрелось, развитие которой и ставит главной задачей данный проект.
В рамках проекта «Аксиологическое акме педагога» проводятся лекции и практические занятия, побуждающие педагогов задуматься о своем будущем в профессии, обратить внимание на собственные перспективные возможности педагогической деятельности данного уровня. Особое внимание при этом уделяется постоянному самосовершенствованию педагогов. Интеллектуальное, творческое, образовательное и другие формы развития оказывают влияние на мировоззрение личности. Исследования и конкретные практики в данной сфере, помогают совершенствовать профессиональную, то есть педагогическую деятельность. В рамках проекта была создана кафедра «Образовательной политики», в состав которой вошли заместитель заведующего по НМР, логопед, педагоги-психологи, хореограф, инструктор по физическому воспитанию.
Мы убеждены, что целостное мировоззрение с установкой на ценности восприятия жизни как постоянного движения и развития, позволит расширить и уничтожить рамки личных комплексов и проблем. Гармоничное профессиональное развитие способствует предотвращению и преодолению таких негативных явлений, как "педагогические кризисы", "педагогическое истощение", профессиональная стагнация и стереотипизация сознания, что ставит профессиональные ценности педагога в ряд наиболее актуальных вопросов педагогической практики.
Проблема ценностных ориентаций личности занимает одно из важных и центральных мест в философии, социологии, психологии, педагогике. Ее значимость определяется тем, что ценностные ориентации выполняют функции регуляторов человеческого поведения и всех видов человеческой деятельности. Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не предполагающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему. Ценностные ориентации выражают то, что является для человека наиболее важным и обладает для него личностным смыслом (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова). Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение».
В нашем образовательном учреждении мы решили исследовать ценностные ориентации педагогов при помощи теста Милтона Рокича «Ценностные ориентации». М. Рокич различает два класса ценностей:
· терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
· инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
При обследовании педагогам предъявлялись на карточках два списка ценностей (по 18 в каждом). Давалось задание разложить карточки в порядке значимости. Вначале предъявлялся набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
В тестировании приняли участие 20 педагогов в возрасте от 25 до 40 лет, со стажем работы от одного года до пяти лет.
При анализе результатов обследования мы условились считать первые пять выбранных ценностей наиболее важными для наших педагогов, и последние три выбранные ценности – как наименее важные.

Наиболее важными среди терминальных ценностей для педагогов оказались «счастливая семейная жизнь» и «здоровье физическое и психическое». Их выбрали сто процентов респондентов. Следующими по популярности были такие ценности как «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)» - выбрана 60 процентами респондентов, «уверенность в себе» (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) – 60%, «материально обеспеченная жизнь» (отсутствие материальных затруднений) – 55%.
Наименее важными терминальными ценностями среди педагогов оказались «развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)» - 60%, «красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)» – 45%, «счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)» - 40%, «общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)» - 40%.
Среди инструментальных ценностей наиболее важными для педагогов оказались «воспитанность (хорошие манеры)» - 55%, «ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)» - 55%, «честность (правдивость, искренность)» - 55%, «аккуратность (чистоплотность)» - 45%.
Наименее важными инструментальными ценностями оказались «непримиримость к недостаткам в себе и других» - 65%, «высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)» - 55%.
В целом можно сказать, что ценности, которые являются важными для наших воспитателей являются вполне достойными того, чтобы быть переданными подрастающему поколению.
Литература:
1. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
2. Ходусов, А.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения специалиста к профессиональной деятельности / А.Н. Ходусов, Л.В. Мокроусова. – М. : Изд-во Курского гос. ун-та, 2009. – 283 с.
  • Просмотров: 976

Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам