ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Захарченко А.В., педагог-психолог МАДОУ 13 г.Томска,
Фетелеу А.В., педагог-психолог МАДОУ 13 г.Томска

Двадцать первый век повсеместно называют веком информационных технологий. И это не даром, ведь именно в наше время человек получил возможность получить любую интересующую его информацию через персональный компьютер, планшет или мобильный телефон за считанные минуты. Именно в наше время люди из разных уголков нашей планеты свободно общаются в режиме реального времени друг с другом, обмениваются фото- и видеозаписями мнениями, обсуждают насущные вопросы. Каждый год на свет появляются сотни новых высокотехнологических устройств, которые все глубже проникают в жизнь человека, поэтому современные дети рождаются, живут и развиваются в среде информационного потока. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Поэтому в наши дни дети часто не знают, что такое, например, кубик Рубика, зато им отлично известно, как работает то или иное приложение.
Двигаясь в ногу со временем, многие детские сады и школы активно внедряют интерактивные и мультимедийные средства в образовательный процесс. Широко используются интерактивные доски, интерактивные песочницы, электронные учебники, компьютеры, проводятся занятия по информатике, робототехнике. В результате применения интерактивных средств, обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Игровые элементы, добавленные в мультимедиа программы, способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся и положительно влияют на усвоение материала. Различными образовательными обществами, издательствами создано большое количество интерактивных пособий, упражнений, игр для индивидуальных и групповых занятий с детьми, способствующих развитию связной речи, математических представлений, представлений об окружающем мире, графических навыков, процессов зрительного и слухового восприятия, социализации и других социальных и психических процессов и функций.
В образовательных учреждениях работа детей с интерактивными и мультимедийными средствами обучения происходит в присутствии и под контролем педагога, что обеспечивает продуктивность, осмысленность процесса обучения. Также в образовательных учреждениях строго ограничивается время занятий с ИКТ. В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2660-10) это время, в зависимости от возраста, варьируется от 10 до 15 минут. Дома под присмотром родителей дети также имеют возможность выполнять развивающие задания и упражнения, используя мультимедийные средства. Однако, к сожалению, в связи с нехваткой педагогических знаний у родителей и недостатком времени, ребенок получает большой объем «неотфильтрованной» информации, не способствующей дальнейшему развитию, а напротив, оказывающей негативное влияние на эмоциональное состояние и мировоззрение ребенка.
Несмотря на то, что по рекомендациям специалистов продолжительность контакта детей от трех до семи лет с мультимедийными средствами не должна превышать пятнадцати минут, в домашних условиях эти рекомендации в основном не соблюдаются. Опрос родителей воспитанников старшей возрастной группы МАДОУ №13 г. Томска показал, что дети посвящают просмотру мультфильмов и играм в компьютер или планшет в среднем около двух часов в будни и около четырех часов в выходные. Причем, большая часть этого времени проводится без присмотра и контроля со стороны родителей. Дети вольны в своем выборе игр и мультфильмов, и это замечательно. Однако при отсутствии контроля со стороны взрослых этот выбор порой может становиться не только полезным, но и вредным для полноценного развития ребенка. По нашей просьбе родители и дети назвали мультфильмы, которые смотрят чаще всего. Лидирующие позиции среди них занял «Смешарики», «Фиксики», «Феи Winks», «Трансформеры», а также «Хлебоутки». Также воспитанники старшей возрастной группы назвали наиболее предпочитаемые видеоигры. Оказалось, что наибольшей популярностью пользуются такие игры как «Ночь с Фредди», «Angry birds», «Моя говорящая Анжела», «Говорящий Том». Часто главные герои некоторых из этих мультфильмов и почти всех игр ведут себя грубо, агрессивно, нечестно, не выполняют и другие правила, принятые в обществе.
Педагоги в детских садах часто отмечают, насколько отличаются сюжетно-ролевые игры современных детей от игр, в которые играли десять и двадцать лет назад. Современные дошкольники все меньше играют в традиционные детские игры (в семью, школу, в различные профессии), и все чаще берут на себя роли персонажей мультфильмов, компьютерных игр. При этом, они пытаются действовать о имени этих персонажей, отвечать другим детям так же, как обычно отвечает данный персонаж. Данные персонажи, даже положительные, как правило, ведут борьбу с некими врагами, при этом грань между защитником и агрессором, к сожалению, очень тонкая, и, как следствие, в поведении и играх детей все чаще прослеживается агрессия. Также воображаемые угрозы от виртуальных врагов способствуют повышению тревожности дошкольников.
В МАДОУ 13 г. Томска было проведено исследование с целью узнать, каким образом бесконтрольный доступ детей к мультфильмам и видеоиграм влияет на уровень тревожности, а также агрессивность дошкольников. В исследовании была использована методика М.З. Друкаревич «Несуществующее животное». В ходе исследования ребятам было предложено выполнить рисунок несуществующего животного, а также дать ему ранее не существовавшее имя. В исследовании приняли участие 48 детей старшей возрастной группы. В результате интерпретации рисунков оказалось, что признаки повышенной тревожности (маленький рисунок в верхней части листа, наличие штриховки и т.д.) наблюдаются у 27 человек (56%). Дальнейший анализ показал, что 23 ребенка данной категории предпочитают мультфильмы и игры с выраженным агрессивным содержанием («Ночь с Фредди», «Angry birds» «Хлебоутки»). Признаки агрессивности (на рисунках проявляются в виде рогов, когтей, шипов, клыков и т.д.) наблюдаются у 25 детей (52%). Данные дети предпочитают мультфильмы «Angry birds», игры «Моя говорящая Анжела», «Говорящий Том», в которых также находит поддержку агрессивное поведение. Дети, в рисунках которых не оказалось признаков повышенной тревожности и агрессивности, смотрят разные мультфильмы в том числе и с агрессивным содержанием, однако все они в ходе беседы говорили о том, что родители не разрешают им долго играть или смотреть телевизор.
Современные высокотехнологические интерактивные и мультимедийные средства, несомненно, играют огромную положительную роль во всестороннем развитии детей. Однако, необходимо помнить о том, что бесконтрольное использование дошкольниками информационных и развлекательных ресурсов может привести к развитию таких негативных факторов как повышение тревожности и рост агрессивности. Защита психики ребенка от негативного влияния агрессивных мультфильмов и видеоигр - это необходимая функция семьи.
Литература:

1. Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. - 2008. - № 14. - С. 4-5.

2. Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. - 2006. - № 11

  • Просмотров: 183

Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам