Подборка развивающих игр

Развернуть все
Игры с тканью (Textile-fun)

(авторские игры)
Актуальность применения технологии Textile-fun (Досуг с тканью) в детском саду


Технология «Textile-fun» («Досуг с тканью») разработана Е.Д. Файзуллаевой и Т.Д. Фицнер (малое инновационное предприятие Томского педагогического университета ООО «Академия счастливого детства») и основана на многоаспектном использовании сенсорного материала (ткани).
Сенсорно-перцептивная сфера является наиболее представленной на раннем этапе онтогенеза, поэтому материалы, с которыми работает ребенок, имеют огромное значение. Ткань – это мягкий, пластичный материал, пригодный для любой детской деятельности, обладающий такими характеристиками, как полифункциональность, открытость, комфортность, что позволяет создавать множество игровых и дидактических пособий. В зависимости от решаемых задач, тканевые средства могут выступать в разных качествах.
При включении ребенка с особыми образовательными потребностями в общеразвивающую группу детского сада, игры с тканью используются с целью социализации таких детей, развития их адаптивных возможностей. В период адаптации игры с легкими, прозрачными тканями помогают ребенку легче пережить ситуацию отрыва от родителей.
Технология «Досуг с тканью» способствует разрешению следующих задач:
· Формировать положительные коммуникативные действия у детей во время знакомства с новой группой и новыми детьми в группе, с новыми взрослыми из детского сада и другими родителями, способствующие снижению компонентов социальной робости.
· Способствовать социализации, снижению порога эмоционального дискомфорта детей с ОВЗ.
· Способствовать преодолению привязанности к матери у детей раннего возраста при изменении ситуации принятия новой группой детского сада.
· Развивать купную и мелкую моторику.
· Активизировать развитие речи в соответствии с индивидуальным профилем развития ребенка.
· Расширить представления у детей об окружающих предметах, игровом материале.
· Развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение.
· Способствовать снижению эмоциональной тревожности, страха темноты.
· Способствовать развитию эмпатии, самооценки.
При проведении занятий с тканевыми полотнами, либо при рисовании лоскутками важно соблюдение следующих правил:
1. Если ребенок не включается в игры с другими детьми, не настаивайте, понаблюдайте за ним.
2. Необходимо использовать прозрачные ткани на первых этапах работы. Матовые, шелковистые ткани могут быть использованы на последующих этапах психопрофилактической деятельности.
3. Недопустимо использование ткани черных, коричневых цветов и тяжелых по фактуре.
4. Помещение должно быть достаточно просторным для двигательной активности детей.
На развивающих групповых занятиях используются двухцветные тканевые полотна размером 2x3 метра. Полотна в зависимости от желания и фантазии детей и педагогов могут превращаться в море, реку, небо, лес, полянку, болото и т.д. В таких занятиях могут принимать участие от семи до пятнадцати детей.
На ндивидуальных занятиях и занятиях в малых группах может использоваться лоскутный конструктор. Легкая цветная ткань из обычного лоскута, в игре, превращается с помощью фантазии, ловких рук детей и взрослых в цветы и деревья, волшебных птиц и бабочек, морских обитателей, рисует пейзажи. На зеленом полотне дети могут выложить цветочки, создать цветочную полянку. На голубом- кораблики, или жителей подводного мира. Дети создают свой собственный мир и собственных героев в нем. Игра с тканью создает особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают свои художественные способности, воображение, ассоциативное мышление.
Также тканевые средства могут использоваться при моделировании предметно-пространственной среды групп детского сада. Для этого в обиход могут вводиться большое количество разнообразных тканевых лоскутов (гладких, шершавых, натуральных, синтетических и т. п.) Благодаря которым ребенок получает своеобразный опыт переживаний, накапливает сенсорные впечатления.

Развивающие игры с тканью

Игра «Прятки»

Педагог по очереди накрывает детей прозрачной тканью (платком), начинает искать его, спрашивая: «А где у нас (имя ребенка)? А куда спрятался (имя ребенка)?». Затем педагог легким, поглаживающим движением стягивает ткань с головы ребенка, «находит» его.
Сенсорные качества полотна создают ощущение безопасности. Легкий, мягкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания».
Также в период адаптации тканевые средства можно применять в качестве психологически защищающих средств. Полотняные навесы в группах дают ребенку возможность уединиться, а прозрачность полотна позволяет ощущать присутствие других.
Большие тканевые полотна хорошо использовать для развития социальных и коммуникативных умений детей. Держась за одно общее полотно, дети объединяются. Выполняя одновременно одинаковые движения, они «настраиваются» друг на друга, синхронизируют свои действия, что развивает чувствительность к другому.
Игры с полотном:

Упражнение с мячом «Приветствие»

Дети сидят по периметру полотна, каждый держится за край. Педагог показывает детям мяч, говорит о том, что сегодня мы попробуем поприветствовать друг друга необычным способом. Показывает, как можно передать мяч, прокатив его по ткани. Дети перекатывают друг другу мяч в произвольном порядке, говорят при этом приветственные слова. Упражнение заканчивается после того, как все дети получили приветствия.

Упражнение «Поздороваемся»

Для этого упражнения потребуется ассистент. Ткань на­тягивается между ведущим и ассистентом вертикально, как сетка на теннисном столе. Дети становятся по обе стороны натянутого полотна и получают от педагога задание поздороваться друг с другом через ткань: руками, ногами, спинами, локтями, ушами, носами и т.д. Работа ведется в парах.

Упражнение с мячом «Перекати»

Дети сидят по периметру двухцветного полотна, каждый держится за край. Ребята делятся на две команды: Голубую и Синюю в соответствии с цветом той стороны полотна, на которой они оказались. Педагог дает задание перекатывать мяч с голубой стороны на синюю. Объясняет, что для этого всем нужно работать согласованно: ребятам, находящимся с одной стороны поднимать руки всем вместе, а тем, кто находится с другой стороны, всем вместе руки опускать. Упражнение учит работе в команде.

Упражнение «Брыкание»

Для этого упражнения также потребуется ассистент. Ткань на­тягивается между ведущим и ассистентом вертикально, как сетка на теннисном столе. Играет подвижная музыка. Ткань располагается близ­ко к ногам детей. Их задача — оттолкнуть от себя ткань ногами, «от­брыкаться». После того как они «отбрыкались» ногами, они «брыкаются» руками, головой, плечами, всем телом. Дети могут при этом кричать, ругаться. Важно, чтобы они вкладывали в «брыкание» всю свою силу. Ведущий подбадривает их эмоционально и голосом, подливает масла в огонь. Ведущий может сказать: «Представьте, что вы вол­шебные лошадки, которых заперли в загоне. Они брыкаются и хотят ногами сломать стены загона».
Это упражнение очень эффективно для отыгрывания подавленных отрицательных эмоций и агрессии. Если дети чересчур возбуждены, они могут таким образом выплеснуть свое возбуждение и дальше с ними можно будет спокойно работать. Опыт «брыкания» по­зволяет найти мирный путь проявления детской агрессии.

Игры с голубым полотном:

Упражнение «Ветер на море»

Дети сидят по периметру полотна, каждый держится за край. Педагог рассказывает о том, что на море бывает штиль – время, когда ветра совсем нет, бывает слабый ветер, сильный, а бывает и шторм – самый сильный ветер, при котором волны бывают высотой с многоэтажный дом. По команде педагога дети при помощи тканевого полотна воспроизводят разные состояния моря.

Упражнение «Прилив – отлив»

Дети сидят на полу, по периметру полотна, каждый держится за край. Педагог рассказывает о природных явлениях «прилив» и «отлив», во время которых вода может либо высоко подниматься, затапливая большую часть берега, либо отступать, обнажая дно. По команде педагога «Отлив!», дети наклоняются, максимально вытягивают руки вперед, в центр круга. По команде «Прилив!» дети выпрямляют спины, подносят руки с удерживаемой в них тканью к плечам, на поверхности «воды» остаются только головы.

Упражнение «Рыбки»

Главное условие игры – абсолютная тишина. Дети стоят по периметру полотна, каждый держится за край. Педагог говорит, что в каждом море водятся рыбки, и сейчас каждый ребенок превратится в маленькую красивую рыбку. Педагог выбирает ребенка, который первым станет рыбкой, и заберется «вглубь» моря, т.е. под полотно. Первая «рыбка» «плавает» в море и выбирает себе «подружек», утягивая за собой под ткань. Так продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся под тканевым полотном. Затем педагог превращается в «рыбака», который «ловит» «рыбок», поглаживая их по голове. «Пойманные» дети возвращаются на свои места.


Упражнение с лоскутками

«Маленькие рыбки»

В упражнениях с лоскутками ребенок учится складывать ткань. Скручивать, придавая ей нужную форму, объем, завязывать узелки, комбинировать части в целом.
Данное упражнение эффективно для развития мелкой моторики.
Каждый ребенок выбирает себе лоскуток желаемого цвета, а педагог показывает, каким образом можно свернуть лоскуток, чтобы получилась рыбка. Дети сворачивают каждый свою рыбку, бросают ее в «море» (на полотно). После этого берутся руками по периметру полотна, начинают качать рыбок на «волнах».
Данное упражнение также может выполняться в парах. Двое детей могут покачивать своих рыбок на лоскутке достаточно большого размера (30x30 см). При этом дети учатся сотрудничать, сообща заботиться о ком-либо.

Игры с зеленым полотном:

Упражнение «Трава»

Дети сидят по периметру полотна, каждый держится за край. Педагог спрашивает, на что похоже данное полотно (ответы детей «трава», «лес», «болото»). Педагог говорит о том, что перед нами сейчас находится лесная полянка, на которой растет трава, просит детей рассказать о том, какова она на ощупь (мягкая или твердая, гладкая или шершавая, приятная или нет, и т.д.) Далее педагог просит потереть ткань между пальцев, послушать, как шуршит наша «трава». Педагог спрашивает детей, что они хотели бы сделать на полянке (походить босиком, полежать, и т.д.) в зависимости от количества участников, одно из пожеланий выполняется.

Упражнение «Росточек»

Дети сидят по периметру полотна, каждый держится за край. Педагог зачитывает текст: Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечки. Из семечек проклюнулись росточки. Всё чаще пригревает солнышко, росточки начинают расти и тянуться к солнышку. (Дети постепенно поднимаются и тянутся вверх). Из ростков выросли прекрасные высокие деревья, целый лес, ветви которого продолжали тянуться к солнцу. (Дети поднимают руки и разводят в стороны). Подул ветер и деревья стали раскачиваться. (Дети покачивают руками).

Упражнение «Дюймовочка»

Кто-то из детей ока­зывается в центре полотна, садится на него, и превращается в Дюймо­вочку или Эльфа. Полотно же превращается в цветок и закрывает свои лепестки. Остальные дети вместе с ведущим начинают медленно под­нимать и покачивать хозяина (или хозяйку) цветка. Это упражнение помогает ребенку ощутить чувство любви и доверия. Кроме того, оно сплачивает детей, помогает им чувствовать ответственность друг за друга. По очереди все дети могут покачаться на полотне, и оно им пода­рит силу и радость.

Упражнение «Рождение бабочки»

Кто-то из детей по желанию садится в середину полотна, педагог помогает ему закутаться в полотно как можно плотнее. Ребенок – это гусеница в коконе. Педагог спрашивает, готов ли он родиться и превратиться в прекрасную бабочку. Когда ребенок говорит, что готов, ребята помогают ему сделать это, постепенно разворачивая ткань. Педагог напоминает, что бабочка – это прекрасное и хрупкое существо, и что помогать ему нужно очень мягко и деликатно. После «рождения» педагог спрашивает у ребенка, уютно ли ему было в «коконе», хотелось ли выбраться на волю. Это упражнение помогает ребенку ощутить чувство любви и доверия. Кроме того, оно сплачивает детей, помогает им чувствовать ответственность друг за друга.

Подвижная игра «Дети в лесу»

Дети делятся на «деревья» и «детей, гуляющих по лесу». «Деревья» стоят по периметру полотна, держат его в руках над головой, «дети» гуляют в лесу, они могут проходить под полотном, гулять вокруг «деревьев», выходить за круг. «Деревья» говорят слова:
Вы гуляйте, ребятишки,
Собирайте в лесу шишки.
Мы за вами наблюдаем,
Придет вечер – вас поймаем!
При этом медленно опускают полотно. Дети, которые, не успели выбраться из-под полотна выбывают из игры. Игра может повторять несколько раз. Также «деревья» и «дети» могут меняться местами, для того, чтобы каждый ребенок мог побыть в обеих ролях.
Голубое полотно также можно использовать в подвижной игре. В этом случае «река» будет ловить «ручейки» со словами:
Как вдоль нашей вдоль реки
Побежали ручейки,
Руки опускаем,
Ручейки поймаем.

Игры с эластичной тканью, сшитой в кольцо

Для занятий потре­буется эластичный прочный трикотаж или ткань на лосины. Кусочки ткани сшиваются таким образом, чтобы получилось полотно длиной 2-метра, шириной 40 см. Затем концы полотна сшиваются. Получает­ся кольцо из ткани шириной 40 см.
Дети становятся вместе с ведущим внутрь кольца, равномерно рас­пределяясь по окружности, и облокотившись на ткань, расслабляют­ся. Круг поддерживается за счет веса тела каждого. Каждый находит для себя в круге удобное положение и точку опоры.
С помощью такого приема формируется групповая спло­ченность, чувство поддержки и доверия. Далее ведущий может сказать: «А сейчас мы превращаемся в ска­зочное море. В море волна накатывает и откатывает». Звучит спокой­ная музыка. «А теперь мы водоросли. Волна играет водорослями, они колышутся и трепещут». Педагог может задавать детям различные образы, которые помогли бы им расслабиться и испытать чувство общности и взаимного доверия.

Рисование лоскутами

Педагог может поинтересоваться у детей, любят ли они рисовать. Объясняет, что рисовать можно не только карандашами или красками, есть и другие средства для создания красивых картин. Педагог показывает набор лоскутков, рассказывает, что для создания картин лоскутки нужно складывать, скручивать, завязывать узлом.
Дети могут моделировать пейзажи, создавать животных и растения, а также различных сказочных персонажей по своему желанию, либо по заданию педагога.




Заключение:

Внедрение технологии «Досуг с тканью» поспособствовало обогащению методической базы психолого-педагогической деятельности в детском саду. Многие воспитатели открыли для себя данную инновационную форму работы с детьми, которая, кроме того, что оказалась очень интересной и вызвала много положительных эмоциональных реакций как со стороны детей, так и со стороны педагогов оказалась чрезвычайно эффективной в следующих областях:
1. Снижение тревожности детей раннего возраста при расставании с родителями в детском саду.
2. Рост интереса детей старшего дошкольного возраста к участию в коллективных играх.
3. Снижение порога эмоционального дискомфорта детей с особыми образовательными потребностями.
4. Развитие коммуникации, познания, творчества, умения мыслить нестандартно.
Список литературы:
1. Креативная педагогика. Методология, теория, практика/под ред. Д.т.н. проф. В.В. Попова, акад. РАО Ю.Г.Круглова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 – 319с.
2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 144с.
3. Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Творческий стиль освоения среды (значение изобразительного искусства для успешной адаптации в детском саду). Педагогика искусства, №1, 2014.
Как развивать внимание?
(Подборка игр на развитие внимания из различных печатных и интернет-источников)

Игра "Ладошки"

Данная игра направлена на малышей, у которых несколько нарушена устойчивость внимания. Участие принимают несколько игроков. Все садятся в круг и кладут свои ладошки друг другу на колени. Каждый участник должен положить правую руку на левое колено соседа, а левую – на правое колено сидящего рядом участника. По команде ведущего, необходимо по очереди приподнимать ладошки, при этом образую некую волну. Те ладошки, которые поднимались не вовремя, выбывают из игры. Побеждает тот ребёнок, чья ладошка осталась в игре.

Игра "Летает — не летает"
Эта игра помогает развивать произвольное переключение внимания ребёнка. Все участники становятся полукругом. Ведущий называет предметы, если произнесённый объект летает, детям необходимо поднять руки, если же наоборот, то руки ребят должны оставаться неподвижными. Ведущий может специально ошибаться и поднимать свою руку на «нелетающий» предмет, при этом запутывая детей. В таком случае, у некоторых участников, руки будут подниматься из-за силы подражания. Целью участвующих детей является обдуманно поднимать руки при произнесении предмета, который летает, и стараться не обращать внимания на действия ведущего.

Игра "Кто где живет"
Игра, которая помогает ребёнку развить устойчивость внимания. Ребёнку нужно показать рисунок, на котором изображено 6 разных зверей, спешащих к себе в домик. Ребёнку необходимо определить, где, чей домик. Карандашом линию проводить не нужно, это разрешается только в том случае если для ребёнка это задание составляет некоторую сложность, но со временем, карандаш всё равно необходимо убирать. Игра для развития внимания «Где, чей домик?»

Игра «Обезьянки»
Для игры понадобятся два одинаковых набора из 5-7 кубиков, если игра проводится с одним ребенком. Если детей больше, то каждому ребенку выдается по одинаковому набору кубиков. Чем младше ребенок, тем меньшее количество кубиков должно быть в наборе.
Перед началом игры задайте вопросы и расскажите правила игры: «Кто знает, кто такие обезьянки?» - спросите ребёнка. «А что обезьянки любят делать больше всего? Больше всего обезьянки любят передразнивать и повторять всё что видят. Давайте поиграем в обезьянок. Я буду строить, а вы повторяйте всё за мной, и мои движения и то, как я складываю кубики»
Затем начинайте складывать разные фигуры и конструкции из кубиков, а дети за вами пусть повторяют. Для игры можно использовать не только кубики, но и другие подходящие материалы. Например, счётные палочки, карточки, детали конструктора.

Игра «Обезьянки танцуют»
В эту игру можно играть как дома, так и на прогулке или в любом другом месте. Это вариация на тему игры «Обезьянки», только без кубиков или других вспомогательных материалов.
Предложите ребенку или группе детей копировать все ваши движения так же, как это делают обезьянки. И показывайте разные движения: поднимайте руки, хлопайте, приседайте и так далее. Движения чередуйте и постепенно скорость смены движений увеличивайте. Ребёнок должен успевать повторять все движения за Вами.

Игра «Наблюдатель»
В эту игру можно играть как дома, так и на улице. Если вы с ребёнком находитесь в комнате, попросите ребёнка осмотреться и назвать все круглые предметы в комнате, потом все красные, потом все твёрдые и так далее. Для трёхлетних малышей признаки, по которым ему надо называть предметы, должны быть совсем простыми, например, только по цвету или форме. Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть признаки. Пятилетним детям уже можно давать задания назвать все гладкие предметы в комнате, все шершавые, все деревянные, все пластмассовые, все мягкие.
На прогулке можно попросить малыша называть всё подряд, что он видит на улице, а уже потом давать задания называть предметы по каким-либо признакам.

Игра «Фрукты и овощи».
Дети очень любят эту игру и ей хорошо заканчивать упражнения, так как это веселое и динамичное упражнение. В спокойном темпе перечисляйте ребенку названия фруктов и овощей. Заранее объясните, что, когда вы называете фрукт, ребенок должен подпрыгнуть, а когда называете овощ, то ребенок должен сидеть. Например, «помидор» — сидим…… «яблоко» — подпрыгиваем. Постепенно можно добавлять названия овощей и фруктов, которые ребенку пока незнакомы.
Как развивать у детей память?
(Подборка игр на развитие памяти из различных печатных и интернет-источников)
Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является игра с парами слов. Упражнение можно выполнять, начиная с младшего дошкольного возраста (3-4года). Итак, запишите себе на лист 10 пар слов, связанных между собой по смыслу,например, стул - стол, кошка - собака, вилка - тарелка. Теперь следует прочитать эти слова малышу 3 раза. Обязательно выделяйте пары слов с помощью интонации, не торопитесь. Через небольшой отрезок времени называйте ребенкупервые слова из пары, в то время как он должен следом за каждым вашим словом повторять его пару. Таким образом, тренируется кратковременная память, а дляразвития долговременной - выполните то же упражнение спустя полчаса.

Чтобы развить память и внимание, хорошо работать с картинками "найди отличия":




Показав малышу сначала одну картинку, и попросив его запомнить все ее детали, следом нужно показать ребенку вторую картинку, и попросить его найти отличия, указать, что же на ней изменилось.
Концентрируйтесь на деталях, шагая по улице, пытайтесь как можно быстреенаходить вещи по определенному признаку, например, окна с голубыми занавесками.


С цель развить слуховую память и внимание делайте следующие задания:

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра - вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка -
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

***

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий егосодержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный.Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

Прогулка в картинках

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.

По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.

На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.

Разрезанные картинки

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки.Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

Какой игрушки не хватает?

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попроситеребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка:"Какой игрушки нехватает?"

игру можно усложнить.
- увеличив количество игрушек;
- ничего не убирая, только менять игрушки местами.
Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.

Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Где спрятана игрушка?

Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.
Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.
Ход игры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

-убрать коробки на более длительное время;
-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;
-заменить игрушки.

для детей 5-7 лет

"Опиши игрушку!"
Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

Развиваем смысловую память

Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь.Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова изкаждой пары. Учащиеся должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.

ШУМ -ВОДА, МОСТ - РЕКА, ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ, ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД, РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ, РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА.

(Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то смысловая память развита удовлетворительно)

Развиваем внимание и память

3 5 4 7 8

Постарайтесь запомнить ряд чисел в порядке следования за 30 секунд.

Закройте цифры и ответьте на вопросы:

* Какое число находится справа от четверки?

* Какая цифра расположена между тройкой и четверкой?

* Какие числа составят в сумме семь?

* Какое число получится при сложении первых трех чисел?

Тренировка слуховой памяти

На этот раз вам предлагаются ряды из трех слов, которые вам должен произнести напарник. После этого онназывает лишь первое слово в каждом ряду, вы же произносите два остальных:

* ПРЯЖА - НИТКА - СВИТЕР;
* СИРЕНЬ - ВАЗА - ЦВЕТЫ;
* РЕЛЬСЫ - ШПАЛЫ - ПОЕЗД;
* МУКА - ТЕСТО - БУЛКА;
* ОКНО - КРЫША - ДОМ;
* МАЛЫШ - ВЗРОСЛЫЙ - СТАРИК;
* ДЕТИ - МАМА - ПАПА.


Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова

Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд наодну цифру:

6 2

2 8 3

3 7 1 4

6 3 9 1 5

8 1 4 9 2 6

7 4 1 8 3 9 2

Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребенок.

Далее предложите ребенку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае вы определяли зрительную память, а во втором - слуховую)

В третьей серии попробуйте научить ребенка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребенок ужене смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребенкаотыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например, какое -то число совпадает с возрастом ребенка, какое - то - с номером квартиры и т.д.Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд.

Продолжите подобную тренировку, но пусть ребенок сам пытается найти какие - либо аналогии для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.

Тот же самый прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв ислов. Постоянно учите ребенка использовать свое воображение, находитьассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надежно закрепить нужную информацию в долговременнойпамяти.

Развиваем ассоциативную память.

-Напишите к словам определения, не забывая, что русский язык - самый богатый язык в мире. Он дает возможность точно и красиво описать любое явление. Например, утро может быть ранним, туманным, свежим, солнечным, ненастным, долгожданным... Помните, что ни одно определение у вас не должно повторяться.

КУКЛА -
МАМА -
РЕКА -
ДЕРЕВО -
ДРУГ -
КОНВЕРТ -
ИГРУШКА -
СУП -
СТОЛ -
ДОМ -
ПИСЬМО -
НЕБО -

А теперь давайте проверим, сможете ли вы, не подсматривая, написать исходное слово около определения.

Развиваем слуховую память

Это задание рассчитано на работу с партнером. Вам медленно и лишь один раз читают ряды слов. Ваша задача- запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. СЫН, ОБЛАКО, КОШКА- получается закодированное слово СОК.

-МАМА, ИСКРА, РОДИНА
-КРАСКА, РОМАШКА, ЕДА, МОРЕ
-ГРАЧ, ОБЛАКО, РЕКА, АПЕЛЬСИН
-СОН, ВАТА, ЕЛЬ, ТЕМА

Игра на развитие памяти "Я положил в мешок..."

В эту игру можно играть с детьми во время длительных поездок.

Взрослый начинает игру и говорит:"Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя. И так далее.Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова поалфавиту: "В саду у бабушки растут..." (Порядок тот же)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти "Каскад слов"

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой последовательности, три слова и т.д. ( интервалы между словами- 1 секунда) Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других ( для этого следует подготовить другой список слов). Если во второйпопытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

1. огонь

2. дом, молоко

3.конь, гриб, игла

4.петух, солнце, асфальт, тетрадь

5. крыша, пень, вода, свеча, школа

6.карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб

7.орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын

8. гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед

9. мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки

10.грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем егослуховой кратковременной памяти на слова.

Ребенок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую- либо простую фигуру ( домик, квадрат, треугольник и т.д.) Попросите ребенкапосмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.

Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.
Как развивать у ребенка абстрактное мышление?
(Подборка игр на развитие абстрактного мышления из различных печатных и интернет-источников)

Простейшая игра, развивающая абстрактное мышление, – на что похоже облако. Облака, на счастье, абсолютно доступны и бесплатны. И предлагают множество различных картин, не требуя никаких усилий (ну, разве что поднять голову). Облако может быть похоже на дракона, рыцаря, замок, клубы дыма, кусок сахарной ваты, цветок… Форм бесконечное множество. Разглядывая облака с точки зрения символов и манипуляции ими, ребенок развивает абстрактное мышление.
Прекрасно помогает развитию абстрактного мышления рисование на песке. Картины и целые миры, создаваемые ребенком в песочнице - бесценны в плане развития абстрактного мышления.
Есть игра, которая практически никогда не надоедает детям, а абстрактное мышление при этом развивает великолепно: театр теней. Что такое тень, как не самая настоящая абстракция? Она не предмет, а лишь его символ. Но с этим символом можно играть, в отличие от облаков – за ними можно только наблюдать. Все, что требуется для такой игры: лампа, простыня и набор картонных фигурок. Изготовить фигурки можно самостоятельно, это не слишком сложно. Разыгрываются различные пьесы теней. Любая детская сказка – это готовый сценарий, требующий только «актеров». При этом «актеры» могут быть многоплановы. Медведь из сказки про Машу и трех медведей великолепно справится с ролью в сказке о Теремке. Сам теремок прекрасно изобразит избушку в любой другой сказке. Волк – это и Красная Шапочка, и Семеро Козлят, и собака в «Репке».
Еще одно интересное упражнение – тени на стене. Символ и то, что он символизирует. Отбрасываемая руками тень принимает очертания совершенно других предметов. Ребенок видит уже не руки, а летящую птицу, лающую собаку, зайца и так далее. Такой теневой «театр» можно продолжить и на улице. Какая тень получится, если поднять руки над головой? Как сделать тень-зайца? Тень-дерево? Китайскую пагоду? Предлагайте ребенку абстракции, предлагайте ему самому создавать абстракции.

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам